Система
звуко­усиления

Вторая по значимости, после системы видеоотображения
Система звукоусиления — вторая по значимости, после системы видеоотображения, и присутствует практически в каждой мультимедийной инсталляции. Состав и структура системы ЗУ может быть совершенно различной и зависит в первую очередь от специфики задачи и помещения. В данной статье рассматриваются системы звукоусиления, которые используются в переговорных комнатах и небольших конференц-залах.
Основные функции системы:

  • Усиление речи выступающего
  • Воспроизведение речи собеседников при сеансе ВКС или телефонном звонке
  • Демонстрация роликов или презентаций со звуковым сопровождением
  • Микширование и маршрутизация аудиосигналов между устройствами

Оборудование, входящее в состав системы ЗУ разделяется на три основных группы:
  • Источники сигналов (Микрофоны, кодеки, презентационный устройства)
  • Акустические системы (АС, громкоговорители, в быту «колонки») и усилители мощности
  • Устройства коммутации и обработки звуковых сигналов.

Источники сигналов

В качестве источников могут выступать любые устройства, звуковой сигнал с которых необходимо воспроизвести, обработать или маршрутизировать. Источники могут входить в состав системы ЗУ (микрофоны, проигрыватели, точки подключения мобильных устройств), а могут входить в состав других систем (кодек ВКС, конференц-телефон, дискуссионная система, презентационный ПК и т.д.) Источники подключаются к системе по аналоговым или цифровым интерфейсам. Для выделения аудио из видеосигналов (HDMI или SDI) используются де-эмбеддеры.

Когда речь идет о внедрении системы ВКС в переговорной комнате, где всех хорошо слышно, т.е. нет необходимости в радиомикрофонах или дискуссионной системе, в состав оборудования включаются один или несколько микрофонов. Сигнал с этих микрофонов не выводится в колонки, а передается удаленным участникам ВКС.

Для этого используются микрофоны двух типов:
Настольные микрофоны пограничного слоя
(в народе «лягушки»). Это, как правило, плоские микрофоны с круговой или кардиоидной диаграммой направленности. Количество необходимых микрофонов определяется из расчета: один микрофон на 4–6 человек, сидящих за столом. Некоторые модели микрофонов оснащаются кнопкой включения/выключения.
Потолочные микрофоны
Подвешиваются над зоной стола переговоров. Зачастую они состоят из нескольких микрофонов в едином корпусе. Потолочные микрофоны стоят дороже настольных, при этом радиус охвата значительно больше (порядка 5–6 метров). При использовании потолочных микрофонов хорошо слышно всех участников, находящихся в радиусе его действия, а не только тех, кто сидит за столом. Потолочный микрофон не занимает место на столе и не может оказаться накрыт бумагами или документами. Самое важное достоинство потолочного микрофона — это то, что он находится вне поля зрения, а значит участники не отвлекаются на микрофон, не стараются говорить в него или сесть поближе, а полностью концентрируются на собеседнике.
Радиомикрофоны
Часто в состав системы звукоусиления конференц-зала входят радиомикрофоны. Используя радиомикрофон, выступающие могут свободно перемещаться по залу, передавать микрофон посетителям, зрителям и участникам. В конференц-залах используются ручные, петличные и микрофоны с оголовьем.

Акустические системы

Для озвучивания помещения применяются акустические системы. В конференц-залах и переговорных комнатах применяются два основных типа АС:

  • Настенные
  • Потолочные
Качество звучания настенных АС обычно выше, чем потолочных. Это обусловлено тем, что они имеют полноценный корпус с фазоинвертором, более широкий диапазон воспроизводимых частот и могут быть ориентированы в нужном направлении. В отличие от потолочных АС, настенные звучат более естественно, т.к. располагаются у экрана и звук распространяется от изображения, а не с потолка.

Потолочные АС легко монтируются в подвесной потолок и не требуют скрытой прокладки кабелей. Стоимость, как правило, ниже, чем у настенных. Можно добиться более равномерного звучания при большой площади помещения. Потолочные АС часто используются для систем оповещения и фонового озвучивания.

Кроме типа исполнения, необходимо учитывать еще ряд характеристик:

  • Мощность и чувствительность — позволяют оценить какое максимальное звуковое давление могут обеспечить АС и правильно подобрать усилитель мощности.
  • Трансформаторные/бестрансформаторные. Наличие трансформатора позволяет подключать АС к 100В линиям. Это актуально при подключении большого количества громкоговорителей и длинных кабельных линиях.
  • Диапазон воспроизводимых частот. Человеческий слух воспринимает звуковые волны в диапазоне от 20Гц до 20кГц. Чем ближе характеристика АС к указанным цифрам — тем лучше.
  • Активные/пассивные АС. Активные АС содержат внутри корпуса интегрированный усилитель мощности. Такая конструкция позволяет отказаться от внешнего усилителя и подавать на вход сигнал линейного уровня. При этом каждому активному громкоговорителю необходимо электропитание. Пассивные АС подключаются к усилителю мощности.
Для пассивных АС (трансформаторных и низкоомных) обязательно используются усилители мощности. При выборе усилителя необходимо обратить внимание на основные характеристики:

  • Тип усилителя (трансляционный или рассчитанный на низкоомную нагрузку). Трансляционные усилители применяются для подключения трансформаторных АС посредством линий 100В или 70В. Низкоомные усилителя используются для бестрансформаторных АС.
  • Выходная мощность на канал. Для трансляционного усилителя она не должна быть ниже, чем суммарная мощность АС в линии. Для низкоомных усилителей, как правило, выходная мощность берется равной программной мощности АС.
  • Количество каналов усиления. Определяется из количества АС, независимых зон озвучивания и необходимости воспроизведения стереофонического звучания.
Все сигналы от источников необходимо обработать, смикшировать, разделить и отправить на усилители и другие устройства. Раньше для этого использовали огромное количество аналоговых устройств: микшеры, компрессоры, эквалайзеры, предусилители, подавители обратной акустической связи, распределители, кроссоверы и т.д. Все это оборудование собиралось в стойки, и конечные пользователи содержали в штате нескольких технических специалистов, которые обслуживали это оборудование.

Устройства коммутации и обработки звуковых сигналов

Все сигналы от источников необходимо обработать, смикшировать, разделить и отправить на усилители и другие устройства. Раньше для этого использовали огромное количество аналоговых устройств: микшеры, компрессоры, эквалайзеры, предусилители, подавители обратной акустической связи, распределители, кроссоверы и т.д. Все это оборудование собиралось в стойки, и конечные пользователи содержали в штате нескольких технических специалистов, которые обслуживали это оборудование.

Сейчас все эти устройства заменяет цифровая аудиоплатформа. Её также называют «аудиопроцессор» или «цифровая аудиоматрица». Это небольшое устройство, размером 1–2 RU, которое может содержать различные входы и выходы (аналоговые и цифровые), слоты для расширения, интерфейсы DANTE, MADI, CobraNet. К аудиоплатформе подключаются настенные панели управления для регулировки громкости, выбора источников и сценариев. Аудиоплатформа обязательно имеет интерфейс работы с ПК (Ethernet или RS-232). С помощью специального ПО можно создать произвольную конфигурацию по обработке и маршрутизации сигналов внутри аудиоплатформы. Устройства микширования, обработки и маршрутизации сигналов доступны виртуально. Конфигурация создается и настраивается на этапе пуско-наладочных работ, а для пользователя конфигурируются настенные или программные панели управления, на которые выводятся только необходимые регулировки. Это исключает вмешательство в настройки и конфигурацию системы. Если в мультимедийном комплексе используется система интегрированного управления, то связь между аудиоплатформой и системой управления максимально автоматизирует процесс управления звуком. А на сенсорную панель системы управления выводятся все необходимые регулировки звуком.

При разработке системы звукоусиления, важно понимать, что очень большой вклад в звуковую картину вносит само помещение, в котором будет работать система. Как правило, такие проблемы, как гулкость, эхо, свист микрофонов, неразборчивость речи зависят не только от качества оборудования, а также от грамотной акустической подготовки и правильного расположения оборудования в помещении.

Наши работы, где используется технология «Звуко­­усиления»

Посмотрите больше проектов с технологией "Звуко­­усиления"

Готовые решения

в которых используется технология «звуко­­усиления»

Другие технологии